Когда ваш сайт интересен, «задевает за живое», способен увлечь читателя, то вокруг него постепенно вырастает постоянная аудитория. Постоянная аудитория - это некоторая группа людей, которые периодически возвращаются на ваш сайт, чтобы изучать его снова и снова. Борьба за постоянную аудиторию - одна из первостепенных задач, стоящих перед издателем. От успешного разрешения этой задачи (вернее, нахождения пути ее разрешения) зависит жизнеспособности вашего сайта. Именно постоянная аудитория составляет костяк ваших читателей - это те люди, которые не дадут погибнуть вашему сайту, до тех пор пока вы способны поддерживать их интерес.
Во многих статьях на моем сайте (да и не только на моем) упоминается постоянная аудитория. То там, то здесь мелькают рекомендации по привлечению читательской аудитории, удержанию посетителей на своем сайте. Важность этой темы очевидна. В этой статье, я постарался свести воедино некоторые ключевые моменты и изложить их вместе со своим опытом.
Огромное количество самых разнообразных действий ведет к возникновению у издания постоянной читательской аудитории (смею вас уверить, что разнообразие разрушающих действий - не меньше), но всех их объединяет одна вещь - это общение, взаимодействие издателя и читателей. И, что важно, этот контакт - не односторонний: вы не просто повествуете, вы также и разговариваете. Скажем так: диалог издателя с читателем, где издатель всегда является лидером.
Если вспомнить Вебера, то в основе нашего поведения и принимаемых решений, с точки зрения социологии, лежит действие «направленное на другого». Говоря человеческим языком, все наши действия постоянно коррелируются в соответствии с поведением окружающих, а также с нашим представлением, об ожидаемых от нас действиях. Здесь важно именно то, что наши действия постоянно зависят от окружающих, то той оценки, которую мы постоянно явно или неявно получаем, и, что еще важнее, - наши действия всегда (!) рассчитаны на окружающих.
Все вышесказанное означает, что когда человек (любой человек!) совершает какое-либо действие, то он, прежде всего, рассчитывает на реакцию, ответное действие и без этого его действие не является завершенным, а цели достигнутыми. Достаточно очевидно, что ожидаемое человеком ответное действие должно быть адекватным (не обязательно положительным), действие же неадекватное означает несовместимость вашей логики с логикой посетителя.
Здесь мы возвращаемся к основе интернет - интерактивности - тому, что предопределило такой быстрый и мощный рост сети, как новому масс-медиа, как новой среде, для работы, общения и, возможно, в скором времени - существования. Интерактивность, как возможность вмешиваться в любые протекающие вокруг процессы, приобретает сейчас в мире все большее значение. Причем, не только в сферах информационных и коммуникационных потоков, но и во всех остальных областях человеческой деятельности. Если вы вспомните недавно миновавший бум «тамагочей», то вы, я думаю, со мной согласитесь.
А рез интерактивность имеет такое колоссальное значение в современном информационном обществе, то почему бы вам не предоставить своим посетителям подобные возможности?
Одним из самых простых способов наладить с посетителями обратную связь (если, конечно, не считать электронной почты) является конференция. Простая в инсталляции, доступная невообразимым количеством разнообразных скриптов или просто бесплатных сервисов конференция представляется нам чрезвычайно удобны и легким в использовании инструментом. Для обслуживания конференции обычно достаточно одного человека, что тоже является очень большим плюсом.
Важно, что вы можете создать несколько конференций по разным тематикам при одном сайте и создать вокруг каждой свою отдельную аудиторию. Таким образом, вы можете создать на своем сайте не один круг постоянных читателей, а несколько разных с разными интересами и уровнем подготовки.
В этом кроется своя особенная прелесть. Представим на минуту, что вы содержите сайт, посвященный разведению, продаже и использованию дождевых червей. В составе вашей целевой аудитории, будут фермеры, разводящие червей (им интересно, чем кормить своих любимцев), дилеры (их интересуют, прежде всего, новинки рынка и планы на урожай) и рыбаки (которые кровно заинтересованы в качестве поставляемого товара). Естественно, что рыбакам неинтересно обсуждать дилерские цены на червя кольчатого обыкновенного, а фермерам - клев на червя полосатого дождевого по утру. Все эти группы имеют свои вопросы, которые они хотели бы обсудить с вами и между собой, поэтому необходимость в конференции присутствует. Единственный разумный выход для вас - это создать несколько разных целевых обсуждений на разных досках, чтобы не смешивать эти аудитории и не упускать их со своего сайта - это обсуждение для рыбаков, отдельно - для дилеров и - отдельно - для червезаводчиков. Причем, как эксперт, вы можете в одиночку обслуживать все эти конференции.
Для любой конференции большое значение имеет название, основная, заданная основателем тема. Естественно, никто не будет строго придерживаться темы, но она обеспечивает, во-первых, интерес к собственно обсуждению (работает «завлекалочкой»), а, во-вторых, сдерживает тематическое расползание обсуждений.
Я многократно отмечал, как потенциально очень интересная конференция привлекает крайне мало народу, из-за плохо выраженной темы, скучно поданного заголовка. К выбору темы для конференции нужно подходить не менее тщательно, чем к созданию названия вашего сайта или слогана для вашей фирмы. Возможно, вам поможет в этом другая статья но этом же сайте: Как писать хорошие заголовки.
Конференция требует постоянной поддержки со стороны ее создателя. Очень многие люди задают на вашем форуме какие-то вопросы по теме и ждут от вас, как от эксперта грамотного, развернутого и своевременного ответа. Если вы не отвечаете вовремя, если вы не поддерживаете дискуссий, не культивируете, тем самым, развитие темы, то форум умрет, причем довольно быстро. Есть, конечно, тут свои возражения.
Например, со временем, вокруг вашей конференции может (собственно, во много для этого она и создавалась) образоваться группа постоянных читателей. Это будут такие же эксперты, как вы или, по крайней мере, заинтересованные в вашей тематике люди.
Если вам удалось сформировать такую аудиторию из постоянных участников, то можете считать свой труд успешным. Отныне, вам уже не нужно неусыпно беспокоиться о своей конференции. Ваши постоянные посетители сами ответят на большинство приходящих вопросов и не дадут зачахнуть интересным дискуссиям.
Есть на каждой конференции и неприятная обязанность - модерация, то есть отсеивание сообщений не соответствующих теме, хамских, откровенно рекламных и пр. Модерация необходима, если вы не хотите, чтобы ваш форум превратился в помойку, более того, ее нельзя запускать, так, объем мусора растет по экспоненте (в чистом месте вы бумажку не бросите). Вы можете просматривать сообщения как до публикации, так и после, причем, по своему опыту, я рекомендую делать это после, так как тогда, ваша конференция не зависит от вашего расписания и может существовать, даже, если вы не сможете какое-то время осуществлять модерацию.
что дает вам форум? Во-первых, как уже говорилось контакт с вашими посетителями, формирование целевой аудитории, создание сообщества вокруг вашего сайта. Во-вторых, вы создаете облик вашего сайта, как места, где можно получить помощь. Так ваш сайт приобретает хорошую репутацию стоящего ресурса. В-третьих, конечно, это некоторый (возможно, весьма незначительный) дополнительных приток посетителей.
Важно, что конференция - это большой кирпич в основании информационного ресурса. Вполне вероятно, что она станет одним из краеугольных камней вашего сайта, и пренебрегать ею ни в коем случае не следует.
(материалы из сайта "Библиотека Мастера")