Даже если вы обладаете слогом братьев Стругацких или Рональда Толкиена, даже если ваш сайт публикует экзаменационные билеты к ближайшей сессии и/или рейтинг надежности банков, обновляемый ежедневно, даже в этих случаях вы не можете быть уверены, что каждый вошедший в интернет с радостью и немедленно побежит читать ваш сайт. Если ваш сайт представляет интерес, содержит какую-то информацию, регулярно обновляется, то, при благоприятных обстоятельствах, у него складывается определенный круг постоянных читателей, называемый целевой аудиторией.
Определение целевой аудитории - одна из первостепенных задач в планировании проекта. Кто ваши читатели - школьники или люди за 30, одинокие мужчины или замужние женщины, поклонники джаза или любители тяжелого металла? Каждая из этих категорий людей предъявляет свои специфические требования к вашему сайту.
Точный выбор аудитории, к которой вы адресуетесь, во многом определяет облик вашего сайта, причем влияние это, возможно, гораздо глубже, чем вы думаете. От этого зависит дизайн, содержание, эргономика, количество текста, его сложность, места раскрутки, баннеры и многое, многое другое.
Естественно, что первым приходит на ум содержание. Посудите сами: школьнику, который учится в 8-9 классе, наверное, не будет интересно читать свежие котировки ценных бумаг, а пожилая дама не будет читать такие издания как ComputerWeek.
Наверное вы обращали внимание, что одни книжки (речь идет о художественной литературе) читаются быстро, а другие тянешь страницу за страницей, а, порой, вообще откладываешь, так и не дочитав до конца. Все просто. У первых - легкий, воздушный, почти невесомый стиль (например возьмите Ремарка или Стругацких), а у вторых - тяжелый, давящий, напряженный (например Джойс или Рабле). Причина, этого в близости текста к читателю, совпадении обиходных слов, их длины, скорости чтения и пр.
Таким образом, очень большое значение приобретает стиль, которым вы пишете. Не следует забывать, что у разных людей разный словарный запас (не только больше меньше - есть еще и профессиональные навыки), а частое использование слов вроде «конвергенция», «реэкстракция» или «парадигма» резко сужает вашу аудиторию.
Оформление зависит от аудитории не меньше. Согласитесь, что глупо оформлять финансовый бюллетень также как журнал «Птюч». Однако и тут есть подвох - не все так просто. Вы, наверное, часто встречали выражение «Интуитивно понятный», а задумывались ли вы когда-нибудь, что это «интуитивное понятие» у каждого отдельно взятого человека свое? Оно (понятие) зависит от образования, воспитания, места жительства, родного языка и т.д. и т.п... Таким образом, даже сами принципы навигации по сайту и его (сайта) организации различаются в зависимости от целевой аудитории.
Следует также учитывать в своей работе такие физиологические особенности, как скорость чтения (подростки и пожилые люди читают медленнее), цветовое восприятие человека, острота зрения...
Каждая отдельная работа требует индивидуального подхода и тщательной проработки. В общем случае - вы определяете свою целевую аудиторию, затем выделяете ее основные черты и характеристики и, уже с учетом полученных данных, строите свой сайт. После этого через некоторый срок эксплуатации проверяете (анкетами, тестами, счетчиками и просто по письмам) итоговую аудиторию (она может сильно отличаться от планируемой) и корректируете содержание с учетом новых данных. Обратите внимание, что аудитория динамична и ее состав надо периодически проверять.
(материалы из сайта "Библиотека Мастера")