В процессе работы над сайтом рано или поздно неизбежно возникает вопрос о том сколько мы можем и/или хотим потратить денег на его создание и поддержку, то есть, о бюджете предприятия. Причем почти всегда наше желание «задвинуть» этот вопрос по своей силе сравнимо только с неизбежностью его возникновения.
Планирование бюджета, как и любое другое планирование призвано упорядочить ваши труды и сделать их тем самым более эффективными. Поскольку для большинства людей основной проблемой является острая нехватка времени, то оптимизация труда - повышение его эффективности, наверное, является более удачным выходом чем работа по двадцать часов в сутки. Очевидно, что то же самое касается и бюджета: лучше разумно тратить заработанное, чем пытаться покрыть «галерным» трудом неоправданные расходы. Этой публикацией я открываю цикл статей по планированию бюджета для различных сетевых проектов.
Разные сайты как и их создатели преследуют различные цели, - естественно, что и расходы также разнятся. Для написания заявленного цикла статей я позволил себе произвести условное (!) деление виртуальных проектов таким образом, чтобы можно было рассматривать планирование бюджета и его особенности в каждой категории предприятий отдельно. Как будет показано в дальнейшем, подобное деление имеет значительные преимущества при сведении материалов в единую таблицу. Кроме того, подобное деление позволяет нам с большой долей вероятности «попасть» в нужный нам бюджет не предпринимая длительных предварительных расчетов.
Итак, условно можно разделить все проекты на следующие категории:
1. Коммерческий сервер предназначен, в первую очередь, для непосредственного получения денег с сайта. Это может быть виртуальный магазин, платный сайт, система прямых дилерских продаж, сервер платных услуг и пр.
2. Имиджевый проект чаще всего создается крупной фирмой для продвижения своей марки посредством нового и весьма дешевого mass media. Прямая прибыль, как и расходы не имеют в данном случае особого значения, но косвенные обязательно учитываются и контролируются.
3. Корпоративный сервер содержит в себе всякой твари по паре. Он призван продвигать марку компании и, в то ж время, предоставлять информацию о корпорации, способствовать оформлению онлайновых продаж и завязыванию контактов. Корпоративный сервер всегда уникален, также как и содержащая его корпорация.
4. Благотворительный проект осуществляется за счет спонсорской поддержки и обычно имеет фиксированный бюджет отпущенный хоть и на определенные, но весьма расплывчатые цели. Поэтому в пределах отпущенной суммы: «делай что хочешь, но предъявляй результат».
5. Тематический некоммерческий проект - это, пожалуй, один из самых часто встречающихся представителе сети. Данный тип сайтов не предназначен для непосредственного получения денег, но , тем не менее, должен на что-то существовать. Таким, например, является и мой сайт.
6. Рекламный сервер создается и раскручивается исключительно как рекламная площадка, при его строительстве все подчинено этой цели. Удачнее всего в этом направлении продвигаются всякого рода коннекторы и сообщества, например, rambler, list.ru, chat.ru, halyava.ru и пр.
7. Нетематический, некоммерческий проект. В эту категорию входят и домашние странички, и доморощенные, «персональные» клубы, и рейтинги, которые посещают только их создатели, и «суперкаталоги» с тремя ссылками. Создаются они чаще всего только для того потренироваться или от нечего делать, или для того, чтобы показать мнимую «крутость» их создателя. Подобные сайты несут обычно только личные амбиции своих разработчиков.
Как уже говорилось, очевидно, что каждой из этих категорий, требуются свои собственные подходы к планированию бюджета. Именно последовательному рассмотрению этих особенностей, скрытых ходов и универсальных «граблей» будет посвящен планируемый мной цикл статей.
(материалы из сайта "Библиотека Мастера")